Как сделать подвал в гараже. Подготовка котлована. Обустройство стен и пола. Гидроизоляция, теплоизоляция и вентиляция

Информация о том, как правильно сделать подвал в гараже, будет интересной практически для любого автовладельца. Еще бы – выполнив относительно небольшой объем работ, мы получаем просторное помещение, которое можно использовать и как склад для различных вещей, и как хранилище для продуктов.

При этом сам процесс обустройства подвала описывается довольно простой схемой. Ниже мы приведем ключевые ее элементы, а также остановимся на некоторых нюансах, критичных с точки зрения качества.

Схема подпольного помещения
Схема подпольного помещения

Основные детали

Подготовка котлована

Постройку подвала под гаражом или другим хозяйственным помещением лучше всего начинать параллельно с возведением самого сооружения. Конечно, можно выкопать погреб и в самом гараже, но тогда мы сталкиваемся с огромным количеством нюансов, учесть которые неспециалисту довольно сложно.

Рытье котлована экскаватором
Рытье котлована экскаватором

В любом случае работу нужно начинать с выборки грунта:

  • На выбранный участок наносим разметку в соответствии с проектом будущего подвала.
  • Используя экскаватор или ручной шанцевый инструмент, выкапываем яму, соответствующих габаритов.

Обратите внимание!
Экскаватор можно применять в том случае, если подвал обустраивается до возведения стен и фундамента.
Поскольку котлован получается неровным, стенки и пол необходимо выровнять лопатами.

  • Для обеспечения запаса пространства для качественной укладки пола дно котлована углубляем на 30 см по отношению к проектной глубине подвала.

Пол и стены

Далее можно приступать к возведению «коробки».

Работу начинаем с формирования нижней части:

Заливка пола по грунту
Заливка пола по грунту
  • Перед тем как сделать пол в подвале гаража, на дно котлована засыпаем слой гравийно-песчаной смеси толщиной около 20 см.
  • Используя ручную или электрическую трамбовочную машину, уплотняем подсыпку с одновременным увлажнением.
  • Для обеспечения водонепроницаемости пола заливаем гравийную подсыпку расплавленным битумом.
  • На битум укладываем сетку из стального прутка диаметром от 5 мм.
  • Поверх сетки выполняем заливку стяжки толщиной до 15-20 см. Для заливки используем тяжелый бетон, обеспечивающий достаточную прочность напольного покрытия.

Совет!
После завершения всех строительных работ инструкция рекомендует перекрыть бетонный пол дощатым настилом.

  • Для экономии средств можно обустроить также глинобитный пол. Однако, хоть цена его ниже за счет отсутствия арматуры и бетона, потратиться все же придется: необходимо заложить слой глины толщиной не менее 50 см, что предусматривает достаточно большой объем дополнительных земляных работ.

Что касается стен, то здесь возможны несколько ситуаций:

  • Если подвал строится одновременно с гаражом, то оптимально будет использовать в качестве стенового ограждения заглубленный ленточный фундамент из монолитного бетона. Во всех остальных случаях стены необходимо возводить в отрытом котловане.
  • Для сооружения монолитных стен в яме поверх пола устанавливаем опалубку. Высота каждой секции должна составлять не более 30 см, так как заливать бетон мы будем послойно – как раз по 25-30 см. При этом каждый слой необходимо уплотнить с помощью вибрационного оборудования.
Выкладка стен из строительных блоков
Выкладка стен из строительных блоков
  • Если позволяет объем, то стены можно сложить из крупногабаритных бетонных блоков. Главной сложностью в данном случае является необходимость привлечения подъемного крана.
  • Кирпичные стены также имеют право на существование, однако их возводят только в грунтах, не склонных к вспучиванию. При этом толщина стены должна быть достаточной, чтобы обеспечить эффективную теплоизоляцию.

Сверху обустраиваем капитальное перекрытие из бетонных плит. Его несущая способность должна быть достаточной, чтобы выдерживать вес автомобиля без малейших деформаций.

Также на этом этапе необходимо оформить люк (лучше всего делать из толстой доски в одном из углов) и установить лестницу.

Лестница и временные опоры
Лестница и временные опоры

Гидроизоляционные работы

Выше мы уже отмечали необходимость заливки пола подвала гидроизоляционным составом.

Однако этим защита от влаги не ограничивается: чтобы подвал получился достаточно сухим, необходимо обеспечить барьер от воды по всему периметру:

Наружная оклейка стен
Наружная оклейка стен
  • Наружные стены подвала обмазываем горячим битумом. В грунтах, отличающихся повышенной влажностью, на битум наклеиваем несколько слоев рубероида.
  • Зазор между стеной подвала и бортом котлована засыпаем глиной. После качественной трамбовки этот материал приобретает вполне приемлемые водоупорные свойства.
  • Стены изнутри вначале обрабатываем проникающими влагозащитными грунтовками, а затем – выполняем обмазочную или оклеечную гидроизоляцию.
Грунтовка бетона изнутри
Грунтовка бетона изнутри
  • Если же подвал возводится в местности с высоким залеганием грунтовых вод, то необходимо позаботиться о дополнительной защите нижнего яруса. Для этого на дно котлована укладываем подстилку из нескольких слоев рубероида, а гравий для подсыпки пропитываем горячим битумом.

Дополнительные работы

Теплоизоляция

Утепление подвала необходимо по двум причинам:

  • Во-первых, теплоизоляционный контур способствует поддержанию постоянной внутренней температуры. Это способствует более длительному хранению различных продуктов.
  • Во-вторых, неутепленный подвал станет источником теплопотерь для самого гаража, а на полу всегда будет скапливаться конденсат.

Теплоизоляция вполне может быть выполнена своими руками:

  • На этапе строительства поверх гидроизоляционного слоя на стенах закрепляем панели пенополистирола толщиной не менее 100 мм.
  • Если такой возможности нет, то пенополистирольную обшивку крепим изнутри подвала, после чего оштукатуриваем и окрашиваем.
  • На верхней плите перекрытия устанавливаем каркас фальш-потолка толщиной около 30 см.
  • Между сегментами каркаса укладываем полиэтиленовые мешки с соломой или сухим мхом, после чего выполняем обшивку деревянными панелями.

Совет!
Для отвода конденсата от утеплителя на потолке необходимо предусмотреть специальные желоба.

Обустройство вентиляции

Немаловажным фактором, обеспечивающим комфортный микроклимат, является вентиляция подвального помещения. Она может быть как естественной, так и принудительной.

Общая схема вентиляции
Общая схема вентиляции

Ниже приводится несколько советов о том, как правильно сделать вытяжку в подвале гаража:

  • Для обустройства вентиляционного контура необходимо наличие минимум двух труб – приточной и вытяжной.
  • Вытяжная труба монтируется в верхней части подвального помещения. Ее конец выводится на крышу гаража на высоту 0,4 -0,7м от уровня кровли.
  • Труба для притока воздуха монтируется на высоте 10-15 мм от пола. Забор воздуха снаружи осуществляется через отверстие в цоколе, размещенное примерно в 30 см от земли.

Совет!
Отверстие необходимо защитить декоративной решеткой.

  • Принудительная вентиляция является более дорогим вариантом. Она также предусматривает наличие заборного и вытяжного отверстий, однако воздух внутри системы двигается под действие лопастей вентиляторов. Главным минусом таких систем является их высокая стоимость и зависимость от наличия напряжения в сети.
Фото приточной трубы
Фото приточной трубы

Вывод

Приведенные выше советы о том, как сделать подвал под гаражом, являются лишь общим алгоритмом действий. В зависимости от конкретной ситуации его вполне можно корректировать, однако общей схемы работ стоит придерживаться как можно точнее, особенно в моментах, касающихся эффективной гидроизоляции. На видео в этой статье все поднятые вопросы освещаются более подробно, так что, просмотрев его, вы получите массу дополнительной информации.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий